Утесов Леонид Осипович (9.03.1895—9.03.1982)

Глава первая. Из детских воспоминаний

Вглядываясь в свое прошлое, человек, которому пе­ревалило уже за шестьдесят, неожиданно обнаруживает, что в нем где-то еще живет совсем маленький, скажем, пятилетний ребенок. И судьба этого ребенка, его детские переживания и впечатления, казалось бы, давным-давно забытые и бесконечно далекие, становятся вдруг близ­кими, даже волнующими.
Смотришь на этого ребенка как бы со стороны и проникаешься к нему каким-то особым сочувственным интересом.
Жизнь, отдаленная от настоящего более чем полу- столетием и теперь уже чужая, вспоминается медленно, с трудом и представляется не в связной последователь­ности событий, а в виде отдельных эпизодов. Но зато они выступают в памяти удивительно отчетливо, а впе­чатления, вызванные ими и пережитые в начале жизни, и по сей день рождают иной раз те же эмоции.
И вот предо мной Одесса начала века. Треугольный переулок, квартира с балконом на втором этаже, скром­ные будни семьи, где растет пятеро детей.
Недавно мне довелось снова побывать у этого дома.
Я изъездил сотни городов, сыграл не менее ста ро­лей, пропел около тысячи песен, встречался со множе­ством людей, испытал счастье успеха и горечь неудачи глядел теперь на дом, где прошло мое детство, со странным чувством.
Как мал и незаметен после всего пережитого этот случайно уцелевший дом, затерянный в огромном мире! Дом, который сам по себе когда-то был целым миром для мальчика.
Озабоченный необходимостью обеспечивать свою семью, состоящую из семи человек, отец с утра до позд­него вечера не бывал дома, выполняя различные ком­мерческие поручения, занимаясь посредничеством и уча­ствуя в торговых, сделках. Его заработок был таким же неопределенным, как его профессия и общественное положение. Однако люди подобного рода занятий встре­чались нередко в те времена. Они как бы воплощали одно из проявлений бесправия национальных мень­шинств: этих людей не принимали на работу ни в одно государственное учреждение.
Именно такого человека Шолом-Алейхем с грустным сочувствием метко прозвал «человеком воздуха». Это название вскоре получило широкое распространение, и для всех было ясно, что оно значит.
И хотя понятие «человек воздуха» не содержало в себе тогда ничего позорного и порочного, отец всеми силами старался, чтобы его дети сумели занять более прочное место в жизни. К. чести его надо сказать, что ему это удалось. Все его дети, кроме меня, младшего, получили высшее образование.
Но в том, что младший сын не получил законченно-, го образования, отец, разумеется, не виноват. Здесь была виновата страсть к музыке и к актерскому искус­ству, которая переполняла меня до краев.с тех пор, как я себя помню, и которая уже не оставляла во мне места ни для чего другого.
Отец был слишком мягким по характеру человеком, чтобы суметь заставить меня серьезно учиться. Да и .сам он любил музыку и не только охотно слушал меня, ребенка и подростка, но нередко просил меня петь для него, когда, набегавшись за день, он отдыхал вечером дома. Безусловно, в характере отца были черты, свойст­венные артистическим натурам. Отец любил шутку и острое слово, умел хорошо рассказывать анекдоты и охотно делал это. Он женился.против воли своего отца, богатого человека, который в наказание полностью ли* шил непослушного сына прав на наследство.
В этом и была, между прочим, одна из причин того, что отец стал «человеком воздуха».
Начало его самостоятельной жизни было тяжелым и печальным. Особенно терзало его воспоминание о ночи, проведенной в Петербурге без права на житель­ство (в то время евреи не имели права жить в больших городах и тем более в столицах).
Приехав по какому-то делу в Петербург и остановив­шись ночевать в указанном ему доме, отец, которому, как говорится, не повезло, попал в облаву.
Не успели поужинать, как нагрянула полиция. Нача­лась проверка документов. Отцу грозили штраф и вы­сылка на родину по этапу. Всякое соприкосновение с полицией было тогда для людей, подобных моему отцу, полно невыразимого ужаса. Он выбежал на улицу чу­жого, холодного, величественного города униженный, полный неопределенного страха.
Идти медленно или посидеть на скамейке он не ре­шался, опасаясь привлечь внимание полиции. Была мо­розная ночь. Снег хрустел под ногами. Голодный, дро­жа от холода и от грозного вида рослых откормленных городовых, отец целую ночь быстро ходил по городу, не решаясь даже оглянуться, временами спотыкаясь от усталости. Утром он уехал домой.
Вспоминая эту печальную историю, отец как бы за­ново переживал ее и никогда не мог удержаться от слез. Он хотел внушить нам, как важно получить образование, ибо только оно могло избавить нас, небогатых людей, от унижения и гонений, которые пришлось пережить ему. Согласно законам Российской империи, только те евреи, которые имели высшее образование, фармацевты да еще богачи, купцы первой гильдии имели право жить там, где им заблагорассудится. Остальные жили в так назы­ваемой черте оседлости. Но образование получить было почти невозможно, официально для евреев была уста­новлена ничтожная норма приема в университеты, да и ту часто не выполняли.
Некоторая сентиментальность, любовь к музыке, склонность к юмору, постоянная тревога о заработке и преданность семье — таким встает передо мной наш отец. -
Обычно в семьях, где отец обладает подобным харак­тером, главную роль в доме играет мать. Так было и у нас. Уверенной и твердой рукой она вела наше семейное суденышко по волнам будней, скрывая от детей затруд­нения и опасности, которые грозили иногда их благопо­лучию, но сурово требуя за это соблюдения раз и навеем гда установленного порядка.
Завтрак, обед и ужин были в точно определенное время, каждый имел за столом свое место. Выражать свое мнение о качестве еды детям не разрешалось.. В обед на сладкое, независимо от материального поло­жения семьи в данный момент, никогда не давалось,, скажем, яблоко или пирожное, но всегда пол-яблока или полпирожного. Это приучало нас ценить то, что мы по-, лучали, и сладкое казалось нам еще желанней и слаще.
Маша мать была сдержанна на ласку. Она терпеть не могла сюсюканья, и нужно было проявить особое благонравие, чтобы заслужить ее одобрение. Но и то­гда она позволяла себе лишь спокойно похвалить ре­бенка или, в лучшем случае, погладить его по голове. Целовать детей она не любила. Ее собственное детство не могло научить ее этому. При своей серьезности, за­нятости и деловитости она просто стыдилась такого неумеренного проявления своих чувств. Оно, пожалуй, и годилось бы для какой-нибудь богатой и беззаботной дамы, но здесь это было бы лишь ненужной роскошью, излишеством, портящим детей.
И точно так же, как мы радовались сладкому куску, как бы он ни был мал, мы научились дорожить строгой и скупой материнской лаской. Такое отношение к детям может показаться сейчас слишком уж черствым и хо­лодным. Но где же наша мать могла усвоить другое отношение к детям, когда сама она была двадцать вто­рым, последним ребенком у своих родителей, а впослед­ствии растила девятерых детей, из которых четверо умерли в раннем возрасте. Пережить смерть четырех детей не так-то просто... Едва ли после этого могла уце­леть та внешняя нежность, по которой у нас иногда не­правильно судят о характере матери.
Материнскую любовь мы ощущали в заботе о нашем благополучии. Именно такая забота могла сохранить и, вероятно, сохранила жизнь тем из нас, кто остался в живых. Мы знали ст'рогую и требовательную материи- скую любовь, которая приучила нас к порядку, к почти­тельности, к умению ценить то, что мы имеем.: Поэтому если в отце легко обнаруживались признаки неудовле­творенности своим местом и положением в жизни, то мать всегда была полна чувства собственного досто­инства. Дело, которое она делала, безусловно казалось ей единственно для нее возможным. Ничего другого она не могла и, наверное, не хотела себе представить. Это был ее жизненный долг, и она выполняла его истово и самозабвенно.
Это воспитание хорошо подготовило нас к самостоя­тельной жизни, а лично мне, например, безусловно по­могло перенести- превратности и тяготы жизни провин­циального актера, зачастую впроголодь кочующего из города в город.
Отец безропотно и, пожалуй, даже всегда охотно подчинялся авторитету матери. Так, вероятно, и должно было быть; Ведь он рос в богатой семье и не получил поэтому столь суровой жизненной закалки, какую ма­тери дало ее детство. Кроме того, сыграло свою роль и то обстоятельство, что отец женился не по расчету, как часто тогда случалось, а по любви. Он целых семь лет ухаживал за матерью, прежде чем они обвенчались. Ее душевное спокойствие и твердость стали для него необ­ходимы и поддерживали его в трудные моменты, в ми­нуты растерянности и разочарований, в периоды неудач.
Постоянно советоваться с матерью о своих делах было для отца насущной потребностью. Впрочем, это нужно было им обоим. Отец обычно уходил на работу после завтрака и возвращался к обеду. Пообедав, отец садился против матери и подробно, стараясь ничего не пропустить, рассказывал ей о своих делах, начиная от самого утра и до момента возвращения домой. Мать со строгим1видом сидела за столом и сосредоточенно слу­шала, по-женски сложив руки под грудью. В местах, ко­торые казались ей недостаточно ясными, она останав- ливала отца вопросом, и он давал дополнительные све­дения в той мере, в какой это требовалось.
В рассказ отца помимо вопросов мать обычно вставляла и свои реплики, то одобрительные, то осуж­дающие. Затем начинался короткий обмен мнениями, который завершался, так сказать, напутственным словом



В. H. Даиыдон


А. А. Аренде

отцу, рядом советов, выраженных большей частью в ка­тегорической форме.
Лишь после этого отец шел отдыхать, спал часика полтора-два, чтобы потом снова отправиться в.о второй .тур своих кружений по городу. Это повторялось каж­дый день с точностью отлично налаженного механизма.
Отчет о второй половине рабочего дня проходил обычно уже в спальне. Вдали от детей ставились и бо­лее значительные, подчас трудно.разрешимые проблемы. По таким словам, как «квартирная плата», «новая фор­ма», «плата за право обучения», которые слышали еще не успевшие уснуть дети, можно было понять, о чем идет речь. Но. о подобных затруднениях не должны были знать ни дети, ни окружающие. Все должно было быть «как у людей».
. Известно, что познание окружающего мира связано у ребенка с появлением не испытанных ранее чувств. .Отчетливо помню, например, зарождение страха.
Случай, вызвавший это ощущение, не казался в те времена исключительным. Но сила и. острота пережи­вания, пронизавшего тогда все существо пятилетнего мальчика, были таковы, что я навсегда запомнил его.
Тихий и светлый летний вечер. Я стоял на балконе дома. И вдруг в эту настраивающую на мечтательность тишину врезается потрясающим контрастом протяж­ный, прерывистый и захлебывающийся крик,'крик боли, злости и обиды, и сила его находится на пределе чело­веческих возможностей. Голос приближался, и вскоре стало видно, как большой, толстый городовой, с крас­ным от напряжения и ярости лицом жестоко избивал молодого парня. После этой ужасной сцены я вслед за своим отцом стал воспринимать городового как тем­ную, давящую и несокрушимую силу, от которой надо . держаться подальше.
Меня всегда тянуло туда, где музыка и танцы. .Здесь нечего бояться. Сюда можно стремиться ,с от­крытой душой. Но жизнь, очевидно, состояла не. толь­ко из ласкающей слух музыки. Шел 1905 год.
С тех пор, когда говорят о страхе или когда мне .как актеру нужно вызвать в себе это чувство, как-то сам собой припоминается эпизод с городовым.
От городового внутренняя настороженность ребенка распространилась на всех людей, облеченных в мундир,
' Любой чиновник того’ времени, носивший форму, был для меня немногим лучше полицейского.
И в школе я не смог по-настоящему полюбить то хорошее, что в ней все-таки было, если это не касалось музыки. Я бессознательно улавливал лишь плохое. Школа стала для меня одним из проявлений преслову­той субординации, неукоснительного соблюдения лест­ницы чинов и сословий,- где каждый сверчок должен был знать свой шесток.
Между тем характер у меня складывался само­любивый и строптивый. Я не хотел мириться ни с чем, все понимал., пусть не всегда правильно, как унижение своего достоинства. Это нередко приводило к столкно­вениям со школьным начальством. '
Я учился в Одесском коммерческом училище Ген­риха Файга. Начальные -буквы- этого заведения О.К.У.Г.Ф. красовались на медных пряжках учениче­ских ремней, но в городе говорили просто: «У Файга».: Это своеобразное и любопытное учебное заведение, между прочим, охарактеризовано в повести В. П. Ка­таева «Хуторок в степи».
К Файгу приезжали ученики со всей России, ибо он имел право принимать исключенных с «волчьим би­летом», то есть таких, которых больше никуда не при­нимали.
Среди педагогов училища было немало чудаков, и безобидных и злых, и сам Файг был весьма несимпа­тичным человеком. Состав учащихся был слишком не­ровный по возрасту и знаниям. И тем не менее справед­ливость требует сказать, что это учебное заведение все- таки выполняло свою задачу, быть может, даже не хуже других. Кто хотел, мог получить там знания. Примером может служить мой брат, который после окончания учи­лища Файга успешно сдал экзамены на аттестат зрело­сти и был принят в Новороссийский университет. По­этому и у меня найдутся для училища Файга не одни только слова осуждения, так как довольно скоро я на­шел там то, что всегда и везде искал.
По, пути в школу я незаметно останавливался у две­рей квартиры скрипача Гершберга и часами слушал его замечательную игру. Она не давала мне покоя. И в кон­це концов я вымолил у родителей право учиться игре на скрипке.

Кроме музыки меня неудержимо тянуло к сверкаю­щему и ласковому морю. Оно было могучей, но доброй и светлой стихией, В тяжелой и опасной работе рыбаков мне виделась только ее поэтическая сторона. Я часто приходил к ним на берег. Мой восторг от близости к морю и почтительное отношение к рыбакам были так велики, что их обычная суровость сменялась приветли­востью.
— Добро спиваешь— говорили рыбаки и в конце концов стали иногда брать меня с собой на лов в море. И это было лучшей наградой, подлинным праздником для юнца, старающегося изо всех сил ни в чем не отста­вать от настоящих рыбаков.
Вечером я старался, не упустить возможности послу­шать музыку у памятника Ришелье, недалеко от веду­щей в порт широкой каменной лестницы. Здесь по оче­реди играли три оркестра: духовой, итальянский и ру­мынский. Прекрасны были и лихие военные марши, и рыдающие румынские скрипки, и огневые неаполитан­ские песни.
Я больше всего любил музыку, а учился в коммер­ческом училище Файга!,, Ничего, казалось, не могло меня там заинтересовать. Но, к счастью, это было со­всем не так. В школе было несколько ученических орке­стров, большой хор и, как тогда говорили, любительская драматическая труппа для старших классов. Много вни­мания уделялось спорту, и это мне тоже очень нрави­лось. Ученические вечера, любительские спектакли, вы­ступления хора и оркестра устраивались охотно и часто. Руководившие этим педагоги нередко проявляли под­линный энтузиазм. Некоторые из них, вероятно, именно здесь, а не в исполнении своих прямых обязанностей находили свое истинное призвание. Директор училища действительный статский советник Федоров был компо­зитором и отличным пианистом. Его опера «Бахчиса­райский фонтан» шла в одном из провинциальных теат­ров. Федоров руководил всей музыкальной жизнью училища. С оркестром симфоническим занимался немец- капельмейстер по фамилии Шлехт. Был и оркестр на­родных инструментов. Церковный регент Новиков, чело­век огромного роста, с красным лицом и седым ежиком на голове, был похож на гоголевского Держиморду. Но за такой внешностью скрывалась душа музыканта, любящего свое дело больше всего на свете. Новиков пре­подавал, у нас пение и дирижировал хором. Учитель литературы Попов помогал советами и указаниями дра­матической труппе, готовил к выступлениям любителей декламации.
Запомнился также проводивший свои занятия на не- .мецком языке учитель гимнастики господин Зибер. Фа­натично преданный своему предмету, всегда подтянутый, прямой и строгий, с торчащими остроконечными усами, Зибер был типичный солдафон. С ним неизменно связы­вается у меня понятие о прусской военной муштре. Учи­тель математики Де Метц, кажется француз, высокий и атлетически сложенный, был восторженным поклонником французской борьбы, тогда широко представленной в цирках.
В Одессе был цирк, принадлежавший жандармскому полковнику Малевичу, и в нем каждый сезон демон­стрировались чемпионаты борьбы. Ясно помню арбитра Дядю Ваню (Лебедева), всегда одетого в поддевку, сту­денческую фуражку и лакированные сапоги. Помню зна­менитых русских и иностранных борцов: И. Поддубного, К, Буля, П. Крылова, В. и С. Збышко-Цыганевичей и других. Насмотревшись на борьбу в цирке, мы, ученики, пыхтя, боролись друг с другом целые перемены. Стоит ли говорить, что это захватывало нас, мальчишек, це­ликом.
Вспоминая то время, удивляешься, как можно было так ухитриться, чтобы положительно во всем принимать деятельное участие: в струнном оркестре, состоявшем из балалаек, мандолин и гитар, исполнять партию ба­лалайки-пикколо, петь и солировать в хоре, в симфони­ческом оркестре играть на скрипке, выступать с художе­ственным чтением, с увлечением заниматься французской борьбой, заслуживая одобрение и симпатию Де Метца. Но это было еще не все. Бурная деятельность продол­жалась и вне школы. Из соседних мальчишек под руко­водством юного любителя музыки составлялись оркест­ры и хоры. Эти же мальчишки являлись публикой для разнообразных сольных выступлений руководителя.
Чудаковатый одесский парикмахер Перчикович ско­лотил из таких ребят любительский духовой оркестр. Однако духовому оркестру Перчиковича очень скоро пришел на смену струнный оркестр Ярчука-Кучеренко, выступавший в кино, - по-тогдашнему иллюзионе. Фото­графия Ярчука-Кучеренко с его семью музыкантами была выставлена ‘в витрине иллюзиона, и все могли ви­деть среди прочих неугомонного четырнадцатилетнего подростка, на этот раз уже в роли гитариста.
Когда же после этого было учиться? Систематиче­ские занятия заменялись случайными и разнообразными сведениями и впечатлениями.
От одесского городского чудака доктора Я. М, По- пича удалось услышать рассказ очевидца о знаменитом трагикё-негре Айре Олдридже, выступавшем в 60-х го­дах в нашем городе, игравшем в трагедиях Шекспи­ра, Олдридж был знаменитым Отелло, он соединял в своем, искусстве вдохновение и технику. Я. М. Попич вспоминал, что когда Отелло душил Дездемону, в те­атре становилось так тихо, что, казалось, можно было услышать удары возбужденных сердец зрителей.
В пятнадцать лет у одного из товарищей по школе мне довелось впервые познакомиться с одной актрисой и получить контрамарку на спектакль, где она играла мальчика. Человек, , выступавший перед публикой на сцене, окружался ореолом особого уважения. Это было существо высшего порядка, обладавшее удивительной и таинственной способностью жить иной жизнью, под­час совсем непохожей на обычную.
. С идеализацией людей театра как-то связывалось юношеское романтическое отношение к девушке. Бой­кость и озорство уступали здесь место кроткой почти­тельности. Подобно актеру, девушка, особенно после прочитанных книг о любви, оказывалась вне житейской прозы, она была чем-то светлым и поэтическим. Прово­жать гимназистку домой! О, это событие возвышало нас! И мы были счастливы, когда на расстоянии двух , шагов и несколько позади несли ее сумку, изредка пе­ребрасываясь изысканными фразами. Восторгов и ра­дужных мечтаний хватало надолго. Мне кажется, что без такой, пусть наивной, идеализации не может быть потом человека больших чувств, а следовательно, и ак­тера. Пошлость не может и не должна идти рядом с искусством.
Нужно ли теперь рассказывать, что испытывал юно­ша, провожавший девушку после спектакля, в котором она участвовала?

Это была моя ровесница, ученица драматической школы Клавдия Новикова; впоследствии известная опе­реточная актриса, многие годы игравшая в Московском театре оперетты.
Помню популярность одного из первых русских авиа­торов и разностороннего спортсмена Сергея Уточкина, его полет на воздушном шаре, его участие в велосипед­ных гонках, которые мы, мальчишки, наблюдали, затаив дыхание, Помню полные восхищения рассказы о его не­обычайной смелости и силе.
Но самыми трогательными и дорогими воспоминания­ми для меня остаются по-прежнему первые намеки на то, что стало потом делом моек жизни. Вот в школе перемена. Меня, десятилетнего мальчика, сажает к себе на плечи ученик Шатковский, который в два с полови­ной раза старше меня. Гуляя таким образом по залу, мы с большим чувством поем на два голоса известное в то время вокальное произведение «Круцификс». Едва ли я понимал его содержание. Судя по названию, тор­жественному характеру музыки и словам о Христе, оно было посвящено религиозной теме.
«Кто слезы льет, к нему идите, он тоскует»,— пели мы, и по залу плыли величественные, медленные пере­ливы, мелодии.
Шатковский — высокий, сильный, очень красивый блондин, у него прекрасный голос. Он уже три года слу­жил в оперетте, где был «актером с положением». Но потом; снова, несмотря на свои двадцать пять лет, вер­нулся в тот же класс, потому что богатый родственник обещал ему наследство только при условии, что у на­следника будет аттестат зрелости. Типы, подобные Шат- ковскому, не являлись у Фанга исключением — таковы были нравы этого учебного заведения.
Исполнение музыкального произведения всегда силь­но захватывало и волновало меня. Помню выступление школьного хора на одном из вечеров, где присутствова­ли приглашенные родители. Я был запевалой.
Что же ты, соловушка,
Зерен не клюешь,
Вешаешь головушку,
Песни не поешь? —
спрашивал хор.

На зеленой веточке Весело я жил,
В золоченой клеточке Буду век уныл,—
отвечал запевала, и слезы лились у него по щекам. Тро­гательная мелодия наполняла умилением и блаженством. Было безумно жаль соловья. Вполне возможно, что в успехе нашего хора значительную роль сыграли именно эти слезы. Нечто подобное осталось во мне до ,сих пор. И теперь иной раз чувствуешь на сцене подступающие слезы. Но это уже не счастливые слезы ребенка, а сжи­мающие горло спазмы взрослого, много пережившего мужчины. Они мешают, и их приходится подавлять. Для этого нужно заранее внутренне подготовиться к таким местам, где может «прошибить слеза», чтобы этого не случилось во время выступления перед публикой.
Такая способность переживать вовсе не означала слезливость. Напротив, мне кажется теперь, что и ве­селья и склонности к озорству было у . меня тогда го­раздо больше, чем это нужно в быту/И не всегда пере­мены заполнялись идиллическим пением. Нередко мож­но было видеть другую картину.
Де Метц громогласно объявлял в .зале:
— Даю три рубля тому, кто положит Ледю! — И начинались жаркие схватки, в которых, хотя и неодина­ково, были заинтересованы обе стороны. Ибо в случае, когда побеждал Ледя, он получал рубль.
Незадолго до конца моего пребывания у Файга со­стоялся торжественный, вечер, на котором отмечалось столетие со дня рождения Н. В. Гоголя. Мне поручили ответственное выступление уже в роли чтеца. Читать стихи, басни и рассказы мне приходилось и раньше.
Подготовленный учителем литературы А. С. Поповым, я с большим подъемом прочитал лирическое отступле­ние «Тройка», завершающее первый том «Мертвых душ». Патриотический пафос поднимает.здесь прозу до уровня' поэзии, и восхищение величественным ритмом этих строк, звучащих, как стихи, испытанное тогда впервые, оста­лось во мне навсегда.

Оно помогло мне тридцать пять лет спустя, когда в годы Великой Отечественной войны, выражая словами. Гоголя свои чувства и чувства всех советских людей, я снова читал этот отрывок в одной из своих программ.

 

<<< Предыдущая глава                                                                          Следующая глава >>>