На правах рекламы:
• дополнительная информация здесь
• http://izvestia.kz/sovet/975-kak-oformit-ugolok-s-detskoy-krovatyu.html подробности на сайте
• http://karyera.kz/articles.php?article_id=9 полезная информация здесь
Двадцать лет спустя (вместо введения)
В 1939 году вышла моя книга «Записки актера». С тех пор много утекло воды. Рассказанное в книге как бы продолжалось в реальной действительности. За прошедшие двадцать лет немало было пережито., передумано и сделано такого, о чем хотелось бы написать. Да и старое стало пониматься по-другому, «Записки актера», подвергнутые в свое время строгой, но в общем справедливой критике, теперь уж не удовлетворяют меня. Там главным было стремление к внешней занимательности. Преобладали биографические эпизоды комического характера и почти не говорилось о творческих исканиях, иногда сложных, противоречивых и мучительных, И вот теперь, двадцать лет спустя, уступая просьбам и уговорам, не без колебаний и сомнений решаюсь я приняться за новую книгу.
Сейчас, мне кажется, нужно суметь показать артиста не тогда, когда он отдыхает и развлекается, и не только тогда, когда он выступает перед публикой, а и тогда, когда он ищет материал для своих выступлений, работает с авторами текста и музыки, репетирует.
Следует, по возможности, рассказать читателю, чем именно приходится руководствоваться при составлении программы, чему учат отдельные неудачи и .как в дальнейшем стараются их избежать, как растет и совершенствуется при этом художественный вкус, что помогает иногда предвидеть успех и популярность той или иной песни или программы в целом. Образ эстрадного артиста должен, по-моему, раскрыться в книге так, чтобы в нем могли обнаружиться незнакомые, иногда даже неожиданные черты, составляющие, однако, в целом самую суть его творческого лица.
Все это, конечно, не означает, что надо впасть в другую крайность и пытаться писать нечто вроде научного трактата. Выступать в роли теоретика и брать на себя, таким образом, смелость претендовать на положение учителя от эстрады — вот что было бы уж действительно в высшей степени нескромным.
Никто не станет отрицать необходимость глубокой разработки методологии эстрадного искусства. Но это дело ученых, которые анализируют и обобщают опыт актеров. Наше дело— рассказать о своем опыте и мыслях, рожденных им.
У актера, в том числе и эстрадного, в основе его работы, так же как и у писателя, композитора, живописца, скульптора, лежат жизненные впечатления и наблюдения. У одних они выражаются в романе, поэме, лирическом стихотворении, у других — в симфонии, опере, на художественном полотне или в скульптуре, а у нас — в. исполнении и выборе эстрадной песни, в куплете, в устном фельетоне, в легкой музыке.
Приведу пока один только пример.
Я родился и вырос в Одессе, и этот родной мне южный город со всем его своеобразием — романтикой моря, рыбачьими балками и базарами, каштанами и акациями, черепичными крышами, биндюжниками и даже особенностями строя и ритма речи — вошел в меня навсегда, стал моей неотъемлемой частью. Это была Одесса Э. Багрицкого, И. Бабеля, В. Катаева, Л. Славина. Именно чувство этой Одессы и подсказало мне интонацию, манеру, искренность, задушевность в песнях о своем родном городе.
Но отражение действительности в творчестве не просто. Оно меняется в зависимости от нашего жизненного опыта.
Сопоставлю три песни об Одессе, исполнявшиеся мной в разное время. Все они полны теплого чувства к родному городу, но выразилось оно по-разному,. Сна-
чала это было увлечение-блатным фольклором,' в котором, вероятно, мне виделось тогда наиболее красочное проявление одесской специфики. Отсюда неправильный показ деклассированных элементов города. Так возникла песня-новелла-об «Одесском кичмане», о ко-' торой будет еще речь впереди. Впрочем, это был не только мой грех. Налет романтизации героев «дна» ощущался и в литературе, например, в рассказах И. Бабеля о знаменитом одесском бандите Бене Крике.
В годы Великой Отечественной войны в лирико-героической песне «Одессит Мишка» было стремление направить одесский патриотизм на борьбу против фашизма, за свободу всей нашей Родины.
Наконец, уже в послевоенное время чисто лирическая песня «У Черного моря» явилась попыткой воссоздать картину города, слившегося с самыми светлыми, радостными и дорогими воспоминаниями детства и юности. Успеху этой песни, несомненно, способствовало и то, что автор текста поэт Семен Кирсанов и композитор Модест Табачников— оба тоже одесситы.
Такова лишь одна из сторон сложного взаимодействия между реальной действительностью и творческой деятельностью артиста.
Но и в других случаях — не всегда, конечно, столь очевидных — можно обнаружить причину, делающую роль или песню близкими артисту, причину, помогающую ему найти трогающие, душевные нотки.
А для чего это искать? Для того чтобы раскрыть один из секретов актерской удачи: показать, что она не случайна, а закономерна; для того чтобы актер мог лучше оценивать свои возможности.
Значит ли это, что я собираюсь анализировать все свои работы в хронологическом порядке? Безусловно нет. Такой анализ был бы утомительным, скучным и привел бы к однообразию и повторениям. Вполне достаточно будет ограничиться наиболее, убедительными примерами. И такие примеры покажут, что человеческие качества актера, его образ жизни больше связаны с его родом деятельности, чем у людей других профессий. Потому-то и существуют, вероятно, различные актерские амплуа и каждый в какой-то мере играет себя или то, что ему наиболее близко. А если у актера большой творческий диапазон? Если он одинаково хорош в самых разнообразных ролях? Не происходит ли это вследствие глубины и богатства его внутреннего содержания, его умения по-особому отбирать, запоминать и воспроизводить увиденное?
За пятьдесят лет артистической деятельности мне приходилось встречать и близко знать огромное количество самых разнообразных, в том числе весьма замечательных, людей, иногда несправедливо забытых. Долг пишущего записки — по мере своих сил сохранить память о тех из них, у которых есть чему поучиться нашей артистической молодежи, А воспоминания о людях и встречах с ними подводят нас к биографии автора.
Поэтому кое-где пришлось обратиться к материалу моих «Записок актера». Однако рассказанные ранее факты используются лишь тогда, когда в какой-то мере характеризуют мою творческую деятельность.
Естественно, что внешняя занимательность во многих случаях уступит место изложению серьезных рассуждений об эстраде вообще, о джазе и песне в особенности,. Такой задаче соответствует, по-моему, и построение книги. Повествование, подобно действительности, которую оно отражает, как бы идет от простого к сложному. Последние четыре главы посвящены джазу и работе руководимого мною коллектива, Тут я делюсь своими мыслями о легкой музыке, песне и современном бытовом танце, В известной мере здесь продолжается борьба за жанр, который представляет и наш ансамбль и другие эстрадные оркестры. К сожалению, с джазом все еще связывается много нездорового интереса и пошлости. Именно поэтому я буду говорить о джазе только серьезно.
Начинаю я с детских и школьных воспоминаний.
Ведь «в те дни, когда бывают новы все впечатления бытия», складывается характер и в значительной степени определяется дальнейшее развитие человека. Именно в детстве очень часто можно найти причины фактов и явлений жизни взрослого человека. Не потому ли многие и многие писатели с особенной любовью трудились над произведениями о детстве?
Но моя задача намного уже и проще. Я обращаюсь к столь давним воспоминаниям исключительно как к .материалу для раскрытия некоторых моментов своей творческой биографии.
Еще одно замечание. Быть может, некоторых мои» товарищей по профессии удивит, что .в. книге'не упомянуты многие выдающиеся мастера современной советской эстрады. У нас есть прекрасные артисты, которых знает вся страна. Они заслужили признание и любовь миллионов зрителей, И, конечно же, я присоединяю свой голос к голосу этих миллионов. Но эта книга — не. история эстрады, а всего лишь история одного из ее артистов. Следовательно, в ней уместно упоминать только о тех, кто сыграл какую-то роль в его творчестве.
В итоге книга должна состоять из нескольких переплетающихся линий: заметок о творческой лаборатории артиста, изложения его мыслей об эстраде,, характеристик людей искусства, с которыми он был знаком или дружил, и тех моментов биографии автора, которые кажутся ему заслуживающими внимания.
Вероятно, я многого, быть может слишком многого, хочу, ставлю перед собой очень трудные задачи. Удастся ли мне их разрешить?.. Не окажется ли бремя разных рассуждений утомительным и скучным?..
А что, если сквозь весь этот пугающий серьез будет проглядывать иногда лицо веселого эстрадника, любителя шутки, острого словца, анекдота? Ведь книгу пишет все-таки эстрадник.
Вот вопросы, которые сейчас волнуют меня.
Хотелось бы — а ведь для этого, собственно, пишется книга,— чтобы накопленный мною опыт хоть сколько- нибудь помог нашей артистической молодежи повести вперед, дальше и выше искусство эстрады.
Итак, пускаясь в трудное и опасное плавание по, непривычному для меня маршруту, буду надеяться, как говорили в старину, на благосклонное внимание читателя.
<<< Предыдущая глава Следующая глава >>>
Designed by Dingo